+7-913-210-46-84 8(3852)60-46-84
Напишите нам

Первая заграница - Монголия!

20.12.2011

Через 5 минут ситуация повторяется, только на этот раз мы задаем конкретные вопросы и получаем нужные ответы. И вот мы, я и моя ненаглядная половина, в микроавтобусе Тойота-Хайсе, под управлением товарища Манжелея и гида Ани двигаемся по трассе М 52 в сторону приграничного поселка Ташанта. Первая ночевка в 150 км до монгольской границы. Здесь к нам присоединяются рыбаки Эдуард и Дмитрий, братья Хомутовы из Новосибирска на своем автомобиле. Знакомимся за стопкой чая, и в процессе общения всплывет такое понятие как «китайский пчеловод», им активно оперируют братья Хомутовы, предупреждая поочередно друг друга о возможности превращения к утру в любителя китайских пчел.

Утро, собираемся и в 9-00 мы у границы. Процедура прохождения с Российской территории на территорию Монгольскую времени много не занимает. Российский КПП- нейтральная полоса – Монгольский КПП и мы в приграничном селении Красный Юрта. Обедаем бозами, запиваем их водкой-харааой, сочетание на мой взгляд просто исключительно-замечательное! В это время подъезжает наш экспедиционный автомобиль по управлением механика, переводчика и просто замечательного человека – Болатбека. Пересаживаемся на УАЗ, наши гиды получают последние наставления от Алексея и мы выдвигаемся.

Перед нами открываются огромные пространства степной земли, украшенные горными массивами. Ощущение величия, переходящего из столетия в столетие, настраивают на особое восприятие пейзажа. Так в размышлениях о вечном подъезжаем к районному центру Ценгел. Заправляемся, вообще процесс заправки отличается от общепринятого только тем что крутить насос у колонки надо в ручную т.к. данный процесс не электрифицирован.

Встаем лагерем у реки на первую ночевку, Эдуард с братом проводят нам курс молодого рыбака, настраивают спиннинг, который Алексей уговорил нас купить еще в Горном Алтае. И мы с Татьяной отправляемся отрабатывать забросы на берег речки. Погода не надолго портится, но мы не покидаем берега и усиленно машем удилищем. После дождя через речку появляется офигительная радуга - нигде подобного я ранее не видел. Но пока бегал за камерой, краски и масштабность события немного убавились. В это время Татьяна ловит своего первого хариуса, тут же Дмитрий показывает, как надо с ним поступать - выпотрошить, посолить и через пару минут деликатес готов. Вечером нас ждет ужин, приготовленный Анечкой с непосредственным участием Алексея (Алексея Карелина, прим. редактора). Следует отметить что кулинарные изыски наших гидов проходили красной нитью через весь тур, создавалось такое ощущение что существует установка свыше – кормить туристов так, чтобы натянувшаяся кожа на пузе не давала закрываться глазам.

Задача следующего дня - озеро Хотон-Нур, к которому мы начинаем движение с утра. Все перемещение происходит вдоль реки Ховд. И опять все те же древние и величественные пейзажи. По пути заезжаем на озеро Хурган-нур, где снова разворачиваем снасти и слегка перекусываем.

После непродолжительной стоянки продолжаем движение к конечной точке дневного маршрута - озеру Хотон Нур. Ставим лагерь, ужин обещает быть знатным, Болатбек договорился доставить нам молодого барашка, Анна Николаевна пугает нас словом «майбаур», что означает, что мы опять наедимся до отвала. Пока разделывают барашка, мы уезжаем кататься на лошадях с разрешения их владельцев. Освоив управление парнокопытным транспортом, отправляемся рыбачить. И опять нам удается наловить немного рыбы, хотя до этого никогда в жизни не рыбачил на спиннинг. Добрым словом вспоминаем Манжелея, который таки заставил нас прибарахлиться удилищем: удовольствие от азарта рыбалки ни с чем не сравнимо даже для чайников. Подходит время ужина, «майбаур» готов, чай разлит по стопкам, трапезничаем, обсуждая день прошедший и планы на будущее. Тем временем холодает, холод идет с гор стоящих рядом. Хоть мы и живем не в на крымском побережье, и снег в мае – июле не редкость в наших краях, но здесь холод особый, чувствуешь как он пробирает до костей не смотря на теплую одежду. Вообще погода в Монголии - особая тема, не поддающаяся какому-либо прогнозу. Но принятая за ужином анестезия помогает и мы быстро засыпаем.

Утро встречает нас сытным завтраком и ясной погодой, мы решаем с Татьяной, как говориться, совершить трекинг. Лезем через подлесок в горы до первого снега и фотографируем открывающиеся пейзажи. Спускаясь обратно встречаем местных жителей, устанавливающих свою кочевую юрту. Начинается продолжительная фотосессия. Надо отметить, что местные очень любят фотографироваться и делают это с огромным удовольствием. Возвращаемся в лагерь, где нас ждет шурпа и плов из баранины в неограниченном количестве, вместе с нами к обедне присоединяются монгольские ребятишки, пришедшие с нами в лагерь. Приходит время собирать бивак и двигаться к месту следующей стоянки на озере Даян-Нур. Братья рыбаки остаются на Хотоне еще на одну ночь, а мы собрав лагерь, выдвигаемся. По пути заезжаем в гости в юрту где нас встречают хлебосольные хозяева. Осматриваем жилище, солнечная батарея, инвертер, DVD проигрыватель, телевизор, короче все признаки цивилизации. На столе зеленый чай с молоком, различные сыры, масло, баурсаки и айран. Чай вкусный, несмотря на то, что хозяйка бухнула туда масла. Айран - как наш кефир, ну а баурсаки типа чипсов монгольских, только не так сильно обжарены. Болатбек переводит наши вопросы, хозяева охотно отвечают. Приходит время прощаться, берем адрес для того чтобы отправить фотографии и покидаем гостеприимную юрту. К Даян-Нуру подъезжаем к вечеру, ставим лагерь, сытный ужин от кулинарного террориста и идем спать.

Утром просыпаемся от того, что должны доложить по телефону братьям Хомутовым о наличии рыбы в реке. Беру спиннинг и бегу к перекату, после нескольких забросов хариус начинает лихо хватать за блесну. Минут через 15 вытаскиваю с третьего раза хариуса на два кило - супер!!! Сообщаем нашим рыбакам посредством спутникового телефона, что рыба есть, и ждет их здесь.

У нас сегодня по плану подъем до верхнего озера Хара Нур. Непродолжительные сборы, и мы начинаем движение по курумнику в сопровождении наших гидов. На весь трекинг ушло часов 5, за это время мы полюбовались красотами озера и окружающих его гор. Возвращаемся в лагерь, где уже разбирают свои снасти братья, приехавшие незадолго до нас. Аня с Лешей начинают хлопотать у костра, а мы с Татьяной берем угощенье и отправляемся кормить монгольских орланов. Крича «киииии- каааааааа», мы швыряем вверх рыбьи головы и хвосты, а орланы на лету хватают их, чем вызывают наш детский восторг! У Эдуарда с Дмитрием поперла рыба, и счет идет уже десятками здоровенных выловленных хариусов. Вечер проводим за поеданием шашлыка и созерцанием процесса приготовления бараньей лопатки на углях.

Утром расстаемся с братьями, они остаются на речке, а наша команда отправляется на озеро Толбо-Нур. Переезд занимает практически весь день, но является очень интересным. Дорога проходит по ущелью через перевал по выжженной солнцем пустыне. Вообще пейзаж очень похож на натурные съемки в фильмах про краснокожих. Такие же (ну почти!) каньоны, бомы красного цвета, солнце, стоящее в зените - все это создавало ощущение реального присутствия в индейских прериях. Спускаемся с перевала и оказываемся в городке Буянт, в котором решаем посетить местный магазин, дабы пополнить запасы пива- хайта. Здесь же нам на глаза с Лешей попадаются ковбойские шляпы, которые мы после непродолжительной примерки берем, при чем одну из шляп продавец снимает с себя. Вот в таком серьезном виде выходим на улицу, где нас встречает человек с индейским профилем лица и длинными волосами, туго заплетенными в две косички в одежде буддиста. Фото на память и отправляемся дальше. Выезжая из городка попадаем в долину небольшой речушки, где Анечка решает устроить привал и накормить нас бараньей лопаткой, которую готовили накануне вчера вечером. Пейзаж окружающий нас просто фантастичен, долина речки, как оазис заросла ярко-зеленой травой, а вокруг горы невероятных цветов: желтого, красного, серого….. здорово-приятно для обозрения нашими городскими глазами!

Перекус завершен и мы продвигаемся дальше к намеченной цели. Вот и Толбо-нур, последнее озеро нашего путешествия, ставим лагерь, ужинаем и укладываемся спать.

Запах утреннего кофе вырывает нас из объятий сна, у костра уже бодро стучат посудой наши гиды. Сегодня по плану восхождение на вершину г. Сайр. Завтракаем и вперед: до горы добираемся в течении часа, Болатбек довозит нас до подножия Сайр ( отметка высоты по GPS 2500 метров), и мы, под руководством Леши, начинаем подъем. Двигаемся неспеша с остановками, прислушиваясь к советам гида. Чем выше мы забираемся, тем более очаровывающими становятся панорамные виды. На отметке 3400 м. у меня стало бухать в голове, решили устроить отдых и перекус. Совместно принимаем решение дойти до отм. 3500 как раз там начинается снег, идем, но опять забухало в голове и мухи поплыли перед глазами. Вот и снег, решаем остановиться и сфотографироваться. Оказывается, что Леша устроил нам сюрприз, взял с собой спутниковый телефон и нам полагается звонок другу. Здорово, стоя на горе, под свист ветра позвонить, восторгу не было предела. На все уходит примерно час в течении которого мы вроде адаптируемся. До вершины остается примерно час ходу, но Алексей решает, что нужно спускаться, погода начала портиться, да и возможность схватить «горняшку» у меня реальная, все признаки на лицо. Начинаем спуск, и через два часа мы стоим около нашего УАЗика, довольные рассаживаемся по местам и отправляемся в лагерь, жаль не много, что не дошли до вершины, но как сказал Леша, есть повод побывать здесь еще раз.

Утром покидаем Толбо-нур и отправляемся в Баян-Ульгий, монгольский город, который находится примерно в 50 км от нашей стоянки. Попадаем мы туда к обеду, столуемся в местном кафе и отправляемся по магазинам за сувенирами. Пять часов шопинга пролетают незаметно и нам пора ехать до Красного Юрта, где мы и должны заночевать перед тем как перейти границу. Ближе к вечеру подъезжаем к приграничному селению, в кафе нас встречает Шура, хозяйка заведения. Ужинаем, путешествие наше практически закончено, и мы решаем выпить чайку из рюмок, это желание встречает бурное одобрение у Шуры. То-ли от местной архи, то-ли просто от хорошего настроения начинаем петь. «Степь да степь кругом» и «Черный ворон». Хозяйка заведения в силу знания русского языка нам подпевает. Картина вообще еще та, когда смотрели все это на видео. Пение так растрогало Шуру, что она принесла откуда то национальные монгольские костюмы и мы устроили фотосессию в юрте. Нам также удалось уговорить Болатбека и Шуру чтоб они нам чего-нибудь исполнили из своих песен. Вечер прошел просто на «отлично»!

Утром за нами приезжает Алексей Манжелей, пересаживаемся в автобус и покидаем монгольскую землю, впереди у нас дорога до Барнаула. В город прибываем на следующий день после обеда, приводим себя в порядок, гуляем по городу. Вечером на вокзал нас приезжают провожать Евгений и Алексей, фотографируемся на привокзальной площади в ковбойских шляпах, и в сопровождении боссов «ТЕРРА» следуем до вагона. Вот теперь уж точно ВСЕ, путешествие подошло к логическому завершению.

Уже в дороге думали с Татьяной над вопросом, который задал Горбик с Манжелеем «Что Вам понравилось больше всего?» Горы – да, реки и озера - тоже да, но все же, в первую очередь - ЛЮДИ. Леша Карелин, удивлял нас своими библиографическими познаниям практически в любом вопросе, человек настолько увлеченный и интересный, что мы его слушали с открытыми ртами. Анечка Николаевна в довольно молодом возрасте обладает чертами характера присущими зрелым людям да и то, наверное, не всем. А кулинар она так просто отменный!

Болатбек очень культурный и душевный вдобавок ко всему и механик от Бога. Я думаю, что все, что нас окружало во время тура, воспринималось через отношения с этими людьми. Нужно отдать должное руководителям «ТЕРРА» за подобранный коллектив. Огромное спасибо Евгению Горбику и Алексею Манжелею за возможность посетить Монголию и за новые знакомства. Всей команде «Терра-Монголия» наше большое спасибо за качественный отдых!

Город Екатеринбург. Дмитрий и Татьяна Шмулей.

Опубликовано - 9 сентября 2007 г.

Вернуться к списку статей →

Скидки для детей

Мы поощряем семейные путешествия, особенно с детьми. И считаем, что будет очень справедливо, если нагрузка на семейный бюджет будет уменьшена. Наши скидки для ваших детей, путешествующих с вами: